Интро

Ноты и банкноты

У музыки и финансов есть свои законы. Что и кто их объединяет?

paragraph-image

Если вы когда-нибудь смотрели видеозаписи выступлений The Beatles, наверняка обратили внимание на заходящихся в экстазе фанаток.

Концерты композитора и пианиста Ференца Листа 1830-1840 годов по понятным причинам нельзя посмотреть на видеохостинге. Однако до нас дошли воспоминания тех, кто был на его выступлениях.

Поклонницы рыдали и падали в обморок, слушая музыканта. А после концерта, когда Ференц неизменно снимал перчатки и швырял их на пол, мчались на сцену и дрались за них

В общем, пианист был так популярен, что поэт Генрих Гейне даже придумал для всей этой истерии подходящее слово — «листомания». Лист стал первым из классических музыкантов, кого смело можно назвать селебрити или звездой. За его жизнью, творчеством, любовными похождениями следили репортёры. И его имя было известно вовсе не только любителям изящной музыки.

Феномен Листа изучен и описан. Когда-то увидев гениального скрипача Паганини, он так вдохновился, что заперся дома и несколько лет отрабатывал фортепианную технику. Лист сделал ставку на виртуозное исполнительство — и не прогадал. Но дело, конечно, не только в этом.

Он первый начал устраивать то, что сейчас называется сольными концертами

Он первый поставил рояль открытой крышкой к зрителям, чтобы звуки шли напрямую к ним. Он первым продумал свой сценический образ — от одежды до поведения (и тех же перчаток, бросаемых на пол). И Лист первым выстроил бизнес-модель выступлений.

До нас не дошли точные сведения о состоянии музыканта. Но, по словам современников, он — в отличие от множества придворных музыкантов — заработал «на несколько жизней». И даже ушёл со сцены Лист как настоящая звезда — неожиданно для всех, на пике славы. Прямо как те же The Beatles, которые однажды отказались от концертов и решили сосредоточиться исключительно на записи новых альбомов. Лист бы тоже записывал, имей он такую возможность — но поскольку её не было, он занялся сочинительством музыки.

Как и все другие виды искусства, музыка давно уже идёт рука об руку с бизнесом

Концерты. Издания на пластинках, магнитофонных лентах, потом на компакт-дисках, а сейчас снова на пластинках и кассетах. Рекламные контракты. Мерч. Десятки изученных приёмов, позволяющих звёздам оставаться на плаву.

И у музыки, и у финансов есть свои законы. Наберите в поисковике «как написать хит» — и увидите примерно одни и те же советы: нужны привязчивая мелодия, несложный текст с изюминкой, яркий рифф, запоминающийся припев, красивый проигрыш после второго куплета и т. д. Наберите «как создать успешный бизнес» — и снова обнаружите свод правил.

Значит ли это, что каждого знающего эти правила ждёт успех? Нет. Значит ли это, что каждый добившийся успеха знал эти правила? Да.

Вот и ответ на вопрос, зачем музыкантам финансовая грамотность. Чтобы не прогореть. Чтобы заработать. И вдобавок — чтобы твои песни услышали как можно больше людей. Поэтому противопоставлять «чистое» творчество и суровые законы экономики едва ли возможно.

Название спецпроекта построено на обыгрывании слов «панк» и «банк». На первый взгляд, это диаметрально противоположные понятия. Но мы-то знаем, что грязный, отвязный и хулиганский панк-рок на самом деле вполне себе вписан в индустрию и подчиняется её законам.

Почему Дэвид Боуи решил выпустить облигации и стал одним из пионеров этой финансовой технологии? Какие отношения с деньгами были у Элвиса Пресли? Как Пол Маккартни потерял права на собственные песни и удалось ли ему их вернуть? Имеет ли смысл инвестировать в музыкальные инструменты, и если да, то в какие? Что сегодня страхуют звёзды? Почему молодые музыканты не горят желанием сотрудничать с музыкальными корпорациями?

Обо всём этом — в спецпроекте «Банк-рок».

Плейлист для полного погружения

Слушать

Интро