Трек 06
Зачем отдавать прибыль мейджорам, если можно справиться самим?
В музыкальной индустрии, как и в любом другом бизнесе, существуют могущественные корпорации. Каждая из них владеет рядом известных звукозаписывающих лейблов, а все вместе они определяют (и, разумеется, диктуют) тренды и моду в сегодняшней музыке.
Крупнейшие такие компании — Universal Music Group (по данным на 2022 год, корпорации принадлежит 31,9% доли мирового рынка), Sony Music Entertainment (22,1%) и Warner Music Group (16%).
Однако сама система индустрии меняется — и не в пользу корпораций-мейджоров. А начались эти перемены, когда музыканты и продюсеры поняли, что к именитым лейблам обращаться вовсе не обязательно. Потому что лейблом можешь стать ты сам. Как же это произошло?
Одним из родоначальников этой стратегии стал шотландский музыкант Алан Макги, который в середине 1980-х решил скрестить панк и психоделию, в связи с чем запустил вместе с двумя друзьями лейбл Creation Records. Первой группой нового лейбла оказалась никому не известная команда The Jesus and Mary Chain. Алан Макги стал менеджером этих энергичных безработных, первый сингл которых был распродан в количестве 35 000 экземпляров — фантастический результат для независимой группы. Вдохновлённый успехом, Алан немедленно взял под своё крыло такие коллективы, как Primal Scream, The Loft и The Jasmine Minks.
The Jesus and Mary Chain ушли к уже упомянутому мейджору Warner Music Group, но на свои менеджерские проценты Макги смог благополучно развивать свой лейбл и дальше. Впрочем, недолго: Creation Records влез в долги, и в 1992 году Алану пришлось продать половину своего бизнеса другому мейджору — Sony.
Но всё-таки Макги был незаурядным продюсером с удивительным чутьём. В 1993 году на концерте в Глазго он услышал никому тогда не нужную группу Oasis, которой было суждено стать ударным составом новорождённого и очень капиталоёмкого нового стиля — брит-поп. 29 августа 1994 года вышел первый альбом, произведший фурор, а уже вторая их пластинка (What’s the Story) Morning Glory?была распродана в количестве 22 млн копий и стала самым продаваемым релизом десятилетия.
Это был не единственный инди-прорыв в середине 1990-х — другой независимый лейбл по ту сторону океана Epitaph Records выпустил третью пластинку группы The Offspring под названием Smash — и сразу многоразовый платиновый статус, 12 млн тиража по всему миру.
Разумеется, Creation Records — всего лишь один из частных и наиболее раскрученных случаев успеха независимых лейблов. Их были десятки — Mute Records с Depeche Mode, Moby и Ником Кейвом, Factory Records с Joy Division и New Order, Domino Recording Company c Franz Ferdinand и Эллиоттом Смитом.
Впрочем, мораль здесь не в том, что каждый лейбл мечтает отыскать свою золушку — это как раз стратегия, больше свойственная корпорациям.
Creation Records были настроены на успех, но при этом никогда не шли ни на какие компромиссы — поэтому многие достойные группы почитали за честь выпускаться у них.
После фурора Oasis инди-лейблы окончательно приобрели репутацию новых социальных лифтов, в которых амбициозные музыканты отправляются на самые высокие этажи. Возникло даже понятие fake indie — когда мейджоры специально выпускали те или иные релизы на подложных и якобы независимых лейблах — только для того, чтобы те угодили в престижный инди-чарт. Подобным лукавым образом раскручивали группы Sleeper (на самом деле подопечные BMG) и Echobelly (клиенты Sony Music Entertainment). Впрочем, обе группы были более чем достойными, так что лёгкий подлог им не повредил.
В 1999 году после ряда неудач выгоревший Макги разочаровался в своём детище и решил закрыть его. Через год начал всё заново с лейблом Poptones — но повторить прежний успех ему не удалось.
Иногда может показаться, что история неизменна, и рано или поздно маленькие лейблы продаются большим или тихо прекращают своё существование. На самом деле теперь всё чаще происходит иначе — это мейджоры рано или поздно начинают действовать по лекалам, которые были опробованы маленькими лейблами.
Недаром же Warner Music Group открыл специальное подразделение под названием ADA по надзору за независимой музыкой. Оно было нужно не столько представителям этой самой независимой музыки, сколько самому мейджору.
Однако сегодня проблема независимых лейблов уже не в том, что их пытаются скупить гиганты, и не в том, что их кто-то копирует
Независимые лейблы сегодня не слишком нужны самим независимым музыкантам. Это блестяще продемонстрировал чикагский хип-хоп-деятель Chance The Rapper, который умудрился в 2017 году получить Грэмми в трёх номинациях («Лучший рэп-альбом», «Новичок года» и «Лучшее рэп-исполнение») вообще без продажи физических носителей и уж тем более без привязки к какому-либо лейблу.
Как заработать на своём творчестве
Подробнее
(Do it yourself — сделай сам) — работать в одиночку, избегать крупных контрактов и пробовать новые пути раскрутки и заработка. В конце концов, что необходимо для успеха музыканта? Запись синглов и альбомов, съёмка клипов, организация концертов и туров, реклама, продвижение. Всё это сейчас можно устроить самостоятельно — было бы желание. Зачем отдавать значительную часть прибыли лейблам, если справишься сам? И сегодняшние музыканты выкладывают свои треки в стриминги либо самостоятельно, либо обращаясь к цифровым дистрибьюторам напрямую, минуя лейблы — как крупные, так и независимые.
Плейлист для полного погружения
Слушать
Трек 06