Трек 02
Истоки эндорсмента, первый мерч и попытки музыкантов контролировать финансы
1950-е и 1960-е годы сформировали музыкальную бизнес-индустрию, какой мы её знаем: с миллионными продажами пластинок и стримов, с огромными гонорарами артистам, с сотнями тысяч слушателей на стадионах. Нынешние поколения рокеров учились как на достижениях суперзвёзд, так и на их промахах. Например, на ошибках легендарных The Beatles, взаимоотношения которых с финансами были весьма непростыми.
В сентябре 2015 года на аукционе Sotheby’s за £365 тысяч был продан первый контракт The Beatles с менеджером Брайаном Эпстайном от 1962 года. В нём была зафиксирована достаточно нехитрая арифметика: «менеджер обязан организовывать рабочий график группы, находить возможности для выступлений и заниматься пиаром. Взамен он получает 10% доходов, а при превышении доходов более £120 в неделю получает 15%».
На тот момент все доходы «ливерпульской четвёрки» складывались из гонораров за клубные концерты – от £20 до £50 на всех. Но Эпстайн мыслил вперед и уже во втором контракте предусмотрел доходы от звукозаписи, учредив менеджмент-компанию NEMS.
Он был не бедным человеком – семья Эпстайна владела мебельной сетью, и у него самого было два магазина грампластинок. Однако никаких особенных инвестиций в группу он не совершал, ограничиваясь работой над имиджем команды: «не есть на сцене всякую дрянь, прилично одеваться, кланяться после выступления».
Музыканты крутились как могли. Пол Маккартни, будучи приличным парнем, сам купил в Гамбурге самую дешёвую бас-гитару из возможных – немецкий Hofner Violin аж за £50 наличкой (в немецких марках). Джон Леннон в свойственной ему манере поступил хитрее, дав старт такому понятию, как эндорсмент, который вовсю помогает музыкантам и сегодня.
Он взял в кредит настоящую американскую гитару Rickenbacker-325 1958 года, которая стоила в три раза дороже любой немецкой – целых £150 фунтов (по нынешним временам – €3 500). Заплатил взнос £10 фунтов и скрылся с инструментом, так и не выплатив кредит. Но буквально через год началась битломания, все захотели такую же гитару «как у битлов» – и торговцы не остались в накладе. Фирма Rickenbacker даже начала бесплатно предоставлять «битлам» свои новейшие инструменты. Впрочем, как и Hofner и Gretsch (самый первый из которых – Country Gentleman – Харрисону купила сестра, жившая в США).
Это и есть эндорсмент – когда фирмы по производству гитар, синтезаторов, барабанов, струн, микрофонов, усилителей и прочих инструментов и сопутствующей техники гоняются за раскрученными исполнителями, чтобы те в свою очередь раскручивали их продукцию. Суперзвездам за такое еще и доплачивают.
Гигантские продажи билетов на живые выступления привели к проблемам с налоговыми службами, которые Эпстайн решал путем «денег в конверте». А потом пошли продажи пластинок.
Узнайте всё о налоговой системе и НДФЛ
Подробнее
Правда, The Beatles никто не хотел брать к себе на «лейбл»
В фирме Decca так прямо и сказали: «время гитарных групп ушло». Рискнула только EMI, у которой была собственная студия Abbey Road и великий продюсер Джордж Мартин.
Деньги за права на публикацию (ноты)
Деньги за проданные пластинки (по 1 пенсу с пластинки на четверых)
Деньги за воспроизведение по радио
Леннон и Маккартни, сочинившие 99% всего репертуара, стали самыми богатыми в группе.
Затем Эпстайн начал торговать лицензиями на мерчандайзинг. Так возникли «битло-часы», «битло-ручки» и разные «битло-календари». Поскольку опыта у Эпстайна в подобных делах не было (изначально он был обычным романтиком-собирателем пластинок), заключенные им контракты оказались провальными. Опасно передавать такой источник финансов на сторону в третьи руки, не имея возможности контролировать процесс.
По контракту Леннон и Маккартни получали всего 20%. Чтобы понимать, какие это были (точнее могли бы быть для них) деньги, достаточно следующего факта: только летом 1966 года почти три тысячи групп и исполнителей записали 88 битловских песен.
В 1965 году было принято решение сделать Northern Songs публичной компанией, чтобы уменьшить бремя подоходного налога. На Лондонской фондовой бирже разместили 1 250 000 акций. Они стоили 17 пенсов каждая ($0,28), но были предложены по цене 66 пенсов ($1,09) за штуку. Над сделкой в финансовых кругах посмеивались, однако списки заявок оставались открытыми не более 60 секунд – от желающих не было отбоя. После закрытия предложения Леннон и Маккартни владели по 15% акций, стоимостью £195 200 ($320 000), NEMS – 7,5% акций, а Дик Джеймс и Чарльз Сильвер (сооснователи Northern Songs) контролировали 37,5%, Харрисон и Старр делили 1,6%. Остальные акции принадлежали различным финансовым учреждениям.
О вопиющей ситуации с продажей прав Джордж Харрисон написал песню Only a Northern Songs. К слову, Харрисон имел обыкновение выражать недовольство финансовой и налоговой политикой сразу в песнях – например, также в Taxman.
В 1967 году Брайан Эпстайн умер в результате передозировки снотворного.
Группа организовала свою собственную компанию Apple Corps «для поиска и реализации талантов». И начался хаос – битлы открывали бутики «талантливых дизайнеров», снимали кино, записывали молодых исполнителей, которые потом убегали в другие компании. Никто не знал, на что и куда идут деньги.
С названием их тоже обманули. Когда Стив Джобс вышел со своей Apple, ему разрешили использовать название только при условии, что Apple Джобса не будет заниматься музыкальным бизнесом и заплатит $80 000 отступных. Как компания не занимается музыкальным бизнесом, мы все в курсе: Apple Music есть у каждого обладателя их девайса.
Узнайте, что может быть источником пассивного дохода
Подробнее
В конце концов, всё это привело к тому, что Леннон и Маккартни потеряли права на собственные песни
Их выкупил Майкл Джексон за скромные $47 млн, а наследники Джексона впоследствии продали их фирме Sony. Только в 2018 году, воспользовавшись американским законом о возврате авторских прав автору спустя установленный срок, сэру Полу Маккартни удалось вернуть себе права на им же и написанное.
Тогдашний финансовый крах The Beatles в качестве музыкантов, которые решили взять дела в свои руки, стал на десятилетия вперед примером для всех грядущих музыкантов. И бросил их в объятия так называемых «мейджоров», крупных транснациональных компаний (Warner Bros., CBS, Sony, EMI, Universal и BMG), которые в конце концов и поделили мир музыки.
Плейлист для полного погружения
Слушать
Трек 02