Трек 04
Музыкальные инструменты для заработка и инвестиций
Привычка музыкантов разбивать на сцене гитары постепенно ушла в прошлое. По крайней мере, желающих побить гиннессовский рекорд солиста Muse Мэттью Беллами, расколотившего в рамках тура Absolution 140 инструментов, сегодня не наблюдается.
Потому что музыкальный инструмент с историей — такой же солидный актив, как и каталог песен. Цена (бывает, что семизначная) складывается из разных факторов:
Будь то собственно провенанс
Состояние
Редкость
Спрос или иные обстоятельства
Например, старая гитара, в изготовлении которой использовался бразильский палисандр, стоит сегодня намного дороже в силу повысившейся ценности материала.
Иные коллекционеры охотятся, например, за японскими гитарами 1970-х, которые были в тот же период сняты в судебном порядке с производства, так как чересчур тщательно копировали английские и американские образцы.
Иных исполнителей давно нет с нами, но их орудия производства только дорожают. Коллекционеры охотятся за ними, и все ведущие аукционные дома мира время от времени устраивают специализированные торги.
Естественно, всегда гонялись и будут гоняться за битловскими гитарами
Причём в буквальном смысле слова — один из первых басов Пола Маккартни Hofner 500/1 был украден. Украли также и Gibson J-160E — одну из двух гитар, что были заказаны Джоном Ленноном и Джорджем Харрисоном по каталогу фирмы в 1962 году. Обе звучат на записи песни Love Me Do, с которой и начался всемирный успех ливерпульской четвёрки.
У Джона и Джорджа была ещё одна гитара на двоих — 1964 Gibson SG Standart, которую купили для записи пластинки Rubber Soul. Продажа инструмента на аукционе принесла $567 500 в 2004 году. Сегодня это был бы уверенный миллион — никто больше не создаст битловских гитар. А белый Fender Stratocaster 1968, на котором Джими Хендрикс играл на фестивале в Вудстоке, сооснователь Microsoft Пол Аллен купил за $2 млн.
Эрик Клэптон в каком-то смысле несёт ответственность за бум на рынке винтажных гитар
Однажды, когда он решил перейти с гитар фирмы Gibson на Fender, он купил сразу шесть подержанных стратокастеров за £100 каждый. Три инструмента он подарил своим друзьям (они же конкуренты) — Джорджу Харрисону, Питу Таунсенду (The Who) и Стиви Уинвуду (Traffic).
Остальные три он разобрал и из частей собрал одну гитару, которая получила кличку Blackie. Он очень много на ней играл и записывался, так что немудрено, что в 2004 году на аукционе она ушла за $959 500.
Продаются, разумеется, не только гитары. Так, например, детский рояль Yamaha G2, за которым Фредди Меркьюри сочинял легендарную Bohemian Rhapsody, также был продан на аукционе — за £1,74 млн. А ударная установка барабанщика The Whо Кита Муна ушла за £139 650.
«Фредди относился к Yamaha с абсолютным уважением. Он считал его больше, чем инструментом, — продолжением себя самого, орудием творчества. Он никогда бы не стал курить за пианино, никогда бы не поставил сверху стакан и не дал бы этого сделать никому другому»
— вспоминала Мэри Остин, которую Меркьюри называл «любовью всей своей жизни» и «гражданской женой» Источник: tass.ru
Узнайте, как инвестировать в то, что нравится
Подробнее
Начнем с неприятной новости: на главные инвестиции мы опоздали
Классические электрогитары производства 1954-1959 годов от компаний-пионеров типа Fender или Gibson уже давно вышли на уровень $200 тысяч — $1 млн (в зависимости от того, кто из знаменитостей на них играл). Участие в аукционах с такими лотами — удел немногих. К тому же инструментов осталось мало, и больше таких уже не будет.
Будет ли дорожать ваш Gibson Les Paul, купленный в гитарной комиссионке за ₽150-300 тысяч? В качестве собственно инструмента — нет. Он будет дорожать ровно настолько, насколько будут дешеветь деньги.
Зачем инвестору читать финансовую отчётность?
Подробнее
Хорошая новость: у каждого производителя есть подразделение custom shop
Цена этой продукции, как правило, выше серийного производства минимум на $2 тысячи (а верхней границы не существует). Вот в эти инструменты инвестировать реально уже для большего количества желающих.
Но для того, чтобы играть в эти игры, необходимо достаточно глубоко понимать, что происходит в бизнесе, а также изучать тренды — где рост цен будет впечатляющим, а где не очень.
В общем, если кратко — хорошие гитары со временем становятся только лучше, они становятся винтажными. Остальные гитары, которых теперь миллионы (и практически все из них сделаны в Китае, Индонезии и во Вьетнаме), просто не доживают до винтажности. Да, они позволяют музыкантам играть и даже зарабатывать, но их стоимость с годами будет только уменьшаться.
Плейлист для полного погружения
Слушать
Трек 04