Трек 07

Интернет как планета «Арктических обезьян»

Слушателям впервые доверили формирование цен

«Что за парни, откуда, кто их знает?»

Когда я впервые услышал в 2003 году шеффилдскую группу Arctic Monkeys — естественно, в интернете — то сразу начал звонить в Шеффилд знакомым музыкантам из разных местных групп — что за парни, откуда, кто их знает? Ответ был один со всех сторон: «Вообще не в курсе, они нигде никогда не играли — ни в клубах, ни в пабах, мы сами в шоке».

Скромная самодеятельная группа, которая, по некоторым оценкам, воспитала самого значительного рок-поэта своего поколения — Алекса Тёрнера, всего лишь раздавала друзьям свои самопальные CD. Кто-то из этих друзей выложил диск на MySpace (сами музыканты не знали, как это делается — а сейчас не всякий уже и вспомнит, что была такая социальная сеть MySpace). Широкополосный интернет и формат цифрового кодирования MP3 — и вот группу заметило BBC Radio. Потом местный фотограф снял на камеру выступление и смонтировал клип на песню Fake tales of San Francisco.

paragraph-image

В мае 2005 года Arctic Monkeys выпустили несколько песен на CD тиражом 500 штук и виниловый сингл тиражом 1000 штук на свои скромные деньги. Владелец инди-лейбла Domino, старый фанат концепции DIY («сделай сам») предложил им контракт в июне того же года. В октябре 2005 компания Domino заключила договор с EMI на дистрибуцию за 1 млн фунтов. И 17 октября 2005 их песня I bet you look good on the dancefloor вымела из хит-парада Британии и Sugababes, и Робби Уильямса. Того самого Робби, на запись альбомов которого EMI тратит по 3-5 млн фунтов и ещё 15 млн на рекламу и раскрутку.

В 2006 году Arctic Monkeys получили три награды NME Awards

  • «Лучшая британская группа»

  • «Лучшая новая группа»

  • «Лучший трек» (I bet you look good on the dancefloor)

Оказалось, что теперь можно обойтись без гигантской надстройки, вкусовщины топ-менеджеров пяти суперкомпаний-монополистов, без миллионной рекламы, без СМИ и т.д.

Arctic Monkeys показали молодым дорогу.

По сей день они выкладывают новые синглы сразу на Youtube. Как тебе такое, Брайан Эпстайн?

Дело в том, что когда «Арктические обезьяны» только расцветали, группа Тома Йорка Radiohead уже стала самой любимой в мире среди поклонников странных депрессивных песен и даже получила Grammy за альбом, с которого не выпустила ни одного сингла.

А потом в 2007-м они, оценив успех Arctic Monkeys в интернете, поняли, что настало время следующего шага.

Radiohead прекратила «классические» отношения с индустрией и выложила свой альбом In Rainbows в формате MP3 в интернет

предложив скачивать его напрямую за цену, которую сочтёт приемлемой покупатель. Несмотря на то, что шесть человек из десяти скачивали даром, доход от продажи перекрыл все доходы от предыдущих альбомов группы.

Так Radiohead совершили две революции в одной — уйдя целиком в интернет-продажи и доверив слушателю формирование цен на продукт

Они окончательно разделили различные типы прав при подписании контракта со студиями, оставляя права на диджитал-версии себе. И показали всему миру, что ценообразование, принятое среди мировых лейблов (15-25 долларов за альбом), вышло из моды. А ещё соединили маркетинг и дистрибуцию воедино.

Cледующий их бизнес-шаг был менее заметен слушателям, зато полностью опирался на молчаливую работу юристов: Radiohead дошли до мудрого решения диверсификации финансовых рисков. Они начали создавать под каждый тур и под каждый новый альбом отдельное юридическое лицо — на манер кинопродюсеров, страхующих от потенциальных убытков всю группу как предприятие. Типичная диверсификация производства, ранее использовавшаяся в киноиндустрии.

А потом окончательно настала пора покупок через интернет не всего альбома за 25 долларов, а любой отдельной песни — за 0,5-5 долларов. На чём, собственно, и расцвёл бизнес iTunes.

Что такое финансовые риски?

Подробнее

Помните, Стив Джобс обещал битловской Apple, что не будет со своей Apple лезть в музыкальный бизнес?

Действительно, он не стал в него лезть, он просто создал новый. И что удивительно: продажи музыки через интернет и особенно через стрим-платформы типа Spotify парадоксально привели к росту продаж виниловых пластинок — 19,2 млн дисков за шесть месяцев 2021 года. Это превысило продажи CD (18,9 млн). Впервые за последние 35 лет. Круг замкнулся.

Торговля музыкой в интернете привела и к переменам в финансировании музыкальных проектов — расцвёл краудфандинг

В России это один из самых распространённых способов выхода новой музыки молодых исполнителей. Да и не только их — Константин Кинчев установил рекорд в русском краудфандинге, собрав на предпродажах своего сольного альбома «Белый шум» 23 144 800 рублей. Это позволило выпустить альбом в трёх форматах — CD, винил и цифра.

Плейлист для полного погружения

Слушать

Трек 07